Главная » Статьи на *LADY forever* » Известные женщины мира

Она родила куклу


В 2002 году в Лос-Анджелесе на 85-м году жизни скончалась Рут Хендлер, известная как автор и создатель куклы Барби. Ее муж Эллиот, также сыгравший в появлении Барби огромную роль, сообщил журналистам, что она умерла от осложнений, связанных с проведенной три месяца назад операцией.

В конце 1950-х годов Хендлер удалось, хотя и не сразу, нарушить господствовавшие в то время тенденции в сфере производства игрушек и добиться в этой области невиданного успеха - как коммерческого (к настоящему времени в 150 странах мира продано более миллиарда кукол), так и совершенно незапланированного "культурного".

Дочь дезертира

Общеизвестно, что "первая кукла с грудью" стала одним из самых растиражированных символов масскульта XX-го века и прочно вошла в общественное сознание Запада в качестве нереалистичного секс-символа, на который не следует равняться.

Феномен Барби анализируют ученые и критикуют социологи. Начиналось же все предельно скромно и прагматично. Хендлер, урожденная Руфь Моско, была младшей из десяти детей в семье польских эмигрантов. Ее отец, кузнец, по профессии и бежал в США, дезертировав из русской армии в Первую мировую войну, а мать прибыла в Соединенные Штаты в трюме парохода.

Семья обосновалась в Денвере и жила очень бедно. В 19 лет Рут поехала на каникулы в Голливуд и решила остаться там, тем более, что нашла работу секретаря в студии "Парамаунт". Ее школьный приятель Эллиот Хендлер последовал за ней. В 1938 году они поженились. В конце 30-х - начале 40-х годов муж Рут, получивший образование в сфере промышленного дизайна, занялся производством мелких предметов обихода - тазиков, зеркал и часов. Рут по мере сил помогала ему.

"Болтливая Кэти"проиграла немой Барби

В 1942 году они объединились с другим промышленным дизайнером Харольдом Мэттсоном и назвали компанию "Маттель", объединив в названии свои имена. Через несколько лет с изготовления рам для картин фирма перешла к производству игрушек. Первыми удачами для "Маттель" стали музыкальные инструменты и игрушечные ружья.

Постепенно дизайнеры пришли к идее выпуска собственной куклы. Эллиот в то время был увлечен проектом говорящей куклы, которую планировалось назвать "Болтливая Кэти", и не обратил никакого внимания на идеи жены, которая придавала больше значения визуальной стороне дела. Рут заметила, какое восхищение вызывают у ее дочери Барбары имевшие хождение в то время бумажные куклы, изображавшие девушек-подростков или взрослых женщин. Сделав из этого вывод, что "девочкам нравится мечтать о будущем", Рут решилась на смелый по тем временам шаг: у разрабатываемой ею модели появилась грудь.

Рут вынесла проект на обсуждение на собрании руководства "Маттель", состоявшего исключительно из мужчин. Идея встретила единодушное неодобрение. Менеджеры высшего звена в один голос заявили, что ни одна здравомыслящая мать не купит дочери куклу с грудью, и Рут забросила этот проект на несколько лет.

Германия - духовная родина Барби

В 1956 году, находясь на отдыхе в Европе, Рут Хендлер заметила в витрине куклу Лили, обладавшую пышными формами в стиле популярных в военный и послевоенный периоды постеров 'пин-ап'. Хендлер привезла куклу домой и велела дизайнерам 'Маттель' набросать эскизы и найти в Японии фабрику, которая взялась бы за производство.

Мечта Хендлер сбылась на Американской ярмарке игрушек 1959 года, где изделие было впервые представлено на суд общественности под названием 'Манекенщица-подросток Барби'. Тогда на кукле, позднее снабженной обширным гардеробом, был простой черно-белый полосатый купальник и босоножки.

В первый же год 'Маттель' продал 350 тысяч кукол по розничной цене в три доллара и получил еще заказы. Барби, в отличие от большинства коммерческих продуктов, не понадобилось длительного периода постепенной раскрутки - она сразу стала 'хитом'.

Барби и ребята

К началу 1960-х годов объем годовых продаж 'Маттеля' достигал 100 млн долларов, в основном за счет Барби. Компания ежегодно выпускала обновленные версии Барби и увеличивала до немыслимых размеров гардероб 'новой принцессы игрушечного царства'.

Вскоре Барби обзавелась и семьей, а также друзьями и знакомыми. В 1961 году на свет появился друг Кен, по уже установившейся традиции названный так в честь сына Хендлеров. Характерно, что, несмотря на сильную загруженность, Хендлеры не замыкались целиком на работе - в семье появлялся один ребенок за другим, хотя бы для того, чтобы пополнялся список имен для будущих 'друзей Барби'.

В 1963 году был выпущен Мидж, в 1965-м Скиппер. Первая 'цветная' подруга куклы по имени Кристи появилась на прилавках в 1969 году, а непосредственно первая чернокожая Барби - гораздо позже, в 1981-м. Остальные окружающие ее куклы получили имена уже в честь внуков Рут Хендлер, в частности, Стэйси, Шерил и Тодда.

Барби и мировая общественность

На протяжении всего своего существования подозрительно популярная кукла привлекала пристальное внимание феминистского движения. Под давлением общественных организаций этого направления Барби из манекенщицы с неглубоким внутренним миром превратилась в современную деловую женщину.

Среди модификаций куклы встречаются Барби-космонавты, офицеры полиции, врачи 'скорой помощи', спортсменки и ветеринары. Популярность игрушки переросла все мыслимые пределы и позволила говорить о ней как о культурном феномене. Ей посвящены ночные клубы, журналы, веб-сайты и группы по интересам.

Барби была увековечена главным певцом масскульта Энди Уорхолом и запечатана в 'капсулу времени', куда символы эпохи помещаются для потомков. Художники концептуального толка также не могли пройти мимо этой знаковой фигуры и широко использовали куклу в своих инсталляциях, помещая ее, например, в банки с огурцами.

Публицист Эм Джи Лорд, автор книги 'Барби навсегда: неофициальная биография живой куклы', назвала Барби самым мощным образом, который выдала американская культура за вторую половину XX-го столетия. 'Это архетипический женский образ, на который девочки проецируют свои идеализированные представления о себе самих, - говорит автор. - Для многих представителей поколения 'беби-бума' она по силе воздействия сопоставима с иконой, хотя и без религиозного подтекста'.

Национальная Организация Женщин и другие феминистские объединения еще в 1970-х годах начали критиковать Барби, объясняя, что кукла способствует развитию у девочек недостижимых эстетических представлений о женском теле. Если бы рост куклы составлял не 30 см, а 1 м 65 см, ее параметры составили бы 97,5 - 52,5 - 82,5. Один ученый как-то подсичтал, что вероятность рождения женщины с такими пропорциями составляет 1 к 100 тысячам. (Данные Кена гораздо больше приближены к реальной жизни - они встречаются у каждого из 50 мужчин).

Невидимые миру слезы

Хендлер никогда не принимала нападки феминисток близко к сердцу и часто напоминала, что добившиеся успеха деловые женщины в дестве играли с Барби, что им нисколько не помешало.

Даже по поводу художников, с безудержной фантазией измывающихся над куклой, Хендлер добродушно говорила: 'Да на здоровье'. В своей автобиографии 1994 года Хендлер подвела итог работы так: 'Вся моя философия заключалась в том, что посредством Барби девочка могла представлять себя кем угодно. Барби всегда символизировала тот факт, что у женщины есть выбор'.

Забавно, что сама Рут Хендлер была воплощением феминистического идеала, даже опережая требования, предъявляемые к женщине в ее время. При том, что Барби в общественном сознании стала воплощением пустоголовой красотки, ее создательница успешно сочетала карьеру руководителя высокого уровня со статусом матери многочисленного семейства в годы, когда идеальная женщина представлялась американцам исключительно в роли образцовой домохозяйки.

Во второй половине жизни Рут настигло несчастье - она пережила мастектомию и потеряла одну грудь. Помимо этого, руководство "Маттеля" стало планомерно вытеснять ее и мужа с высших позиций, и они постепенно отошли от дел. С тех пор Рут Хендлер отдавала большую часть своего времени и сил пропаганде профилактики и ранней диагностики рака. В практическом плане новым смыслом ее жизни стала работа по созданию имитаторов груди. Рут обнаружила, что для женщин, переживших операцию, не предусмотрено абсолютно ничего, и стала одним из первопроходцев в индустрии создания грудных протезов, посвятив себя, таким образом, менее легковесному, но и, пожалуй, даже более благородному делу.

Категория: Известные женщины мира | Добавил: lady-foreve (15.02.2008) W
Просмотров: 4510 | Рейтинг: 5.0/1
Комментарии
avatar
Информация и контакты
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Контакты
Skype: lady-forever.ru Email: messalinauk@rambler.ru
Natalya Larionova
Редактор

Размещение рекламы на сайте