Главная » Статьи на *LADY forever* » Известные женщины мира

Вера Холодная: Мадонна из мрамора

Этой женщине с глазами библейской мученицы и капризным ртом - королеве русского немого кино Вере Холодной - было отпущено только 26 лет. Из них она снималась всего четыре (!) года, но ее до сих пор не просто помнят - ее почитают, о ней самой снимают фильмы ("Раба любви" - это о ней.) Какую колдовскую силу пускала в ход эта женщина, чтобы заставить народ в самый разгар Первой мировой войны валом валить в синематограф на салонные мелодрамы? И кто еще, кроме нее, в смутном семнадцатом году обеспечил бы прокатчикам полные сборы от мелодраматического шедевра "Позабудь про камин, в нем погасли огни"? Кем же была легендарная Вера Холодная в действительности? Рабой любви? Женщиной-вамп? Просто фантастически красивой натурщицей?

Вера Холодная...

В истории нашего отечественного киноискусства остаются совершенно необъяснимыми (а точнее-необъясненными) тот фантастический, сенсационный успех, который имела Вера Холодная, та всеобщая зрительская любовь, то поклонение и безоговорочное признание ее "королевой экрана". Имя ее для целого поколения стало нарицательным обозначением славы, женской красоты и таланта.

Актриса прожила в искусстве одно только мгновение - всего четыре года; она снялась впервые в 1915 году, а в феврале 1919 года скончалась. Но слава Веры Холодной перешагнула десятилетия и жива по сей день.

Между тем фильмы, в которых она снималась, были по большей части банальными салонными драмами со страдающей героиней и трагическим финалом, так называемые "драмы женской души". Сейчас большая часть этих картин смотрится как пародия. Но в предреволюционные годы и в первые годы после революции увлечение Верой Холодной сделалось всеобщим. Она стала любимейшей актрисой во всех кругах русского общества.

Иные историки кино пытаются объяснить успех Веры Холодной одной только ее внешностью, а как актриса она, мол, была ничем - просто красивой натурщицей. Объяснение, которое ровно ничего не объясняет, ибо в те же времена, что и Вера Холодная, в русском кино снимались десятки необычайно красивых женщин, но ни одна из них не имела даже микроскопической доли успеха Холодной. А как объясняют наши киноведы то, что и ни одна из знаменитых театральных актрис, снимавшихся в одно время с Холодной, тоже не могла завоевать ничего похожего на сенсационный успех "натурщицы"? Этому тоже не дается никакого сколько-нибудь вразумительного объяснения.

А ведь снимались в те времена "первые актрисы" русской сцены: Юренева, Рощина-Инсарова, Пашенная, Гер-манова, Гзовская, Бакланова, Коонен, Коренева и другие. Где же разгадка этих несоответствий? Что кооется за "тайной" нашей "королевы экрана"?

"ПОЛТАВСКАЯ ГАЛУШКА"

Осенью 1893 года в Полтаве в семье учителя гимназии Василия Левченко родился первый ребенок - дочь Вера. Вера Левченко.

Вскоре после рождения "полтавской галушки", как прозвала ее мать за сказочный аппетит, семья Левченко переехала в Москву. Вера - и это все замечали - была ребенком необычным. Не по годам серьезная, она в двенадцать-тринадцать лет беседовала со взрослыми не только "на равных", но часто поражала их глубиной мысли, важностью вопросов, о которых думала, широтой знаний, начитанностью. Но тех, с кем ей доводилось встречаться, еще больше удивляли и покоряли доброта, отзывчивость девочки, ее душевность и постоянная готовность к самопожертвованию.

Вера была хрупкой, большеглазой. Училась в гимназии Перепелкиной, что на Большой Кисловке. Удивительно хорошо читала стихи на гимназических вечерах, сыграла Ларису в "Бесприданнице", и, по свидетельству очевидцев, играла так проникновенно, что зрители забывали-перед ними на сцене ребенок. Она хорошо пела, аккомпанируя себе на фортепьяно.

Был в ее жизни "балетный эпизод" - в десять лет поступила она в балетную школу Большого театра, но через некоторое время, по настоянию родных, вернулась в гимназию. Отец Веры умер очень рано, заразившись холерой. Мать часто болела, и Вера - сама еще ребенок - приняла на себя все заботы о двух младших сестрах.

Замужество

В 1910 году на выпускном гимназическом балу Вера познакомилась с молодым юристом Владимиром Холодным и вскоре вышла за него замуж. Было ей тогда семнадцать лет.

Некоторые друзья семьи Левченко осуждали этот ранний брак - они не увидели, не поняли, что встретились с настоящей, большой любовью. Эта любовь выдержала все испытания - и испытания разлукой, в том числе разлукой во время войны 1914 года, когда Владимир Григорьевич сражался на фронте, и самое большое испытание - славой, когда Вера Холодная стала знаменитостью, "королевой экрана" и была окружена бесчисленными поклонниками. Никогда и ничем не омрачалась эта любовь, никогда - во все годы жизни Веры Васильевны и Владимира Григорьевича - не исчезала, не ослабевала влюбленность первых дней.

Был он, Владимир Холодный, под стать Вере человеком редкой душевности и доброты. Умен, остроумен, любим всеми, кто его знал, талантливый адвокат, блестящий оратор. Ему предсказывали большое юридическое будущее. Неимоверно азартный спортсмен, он постоянно участвовал в автомобильных гонках, неоднократно получал тяжелые травмы, но снова и снова садился за руль гоночной машины. Он редактировал и издавал первую в России ежедневную спортивную газету "Авто".

В 1915 году офицера Холодного дважды тяжело ранило в боях под Варшавой. Его наградили за храбрость золотым оружием. Брат Владимира Холодного - Николай - был ботаником, впоследствии академиком Академии наук УССР, ученым с мировым именем. Институту ботаники Академии наук УССР ныне присвоено имя Н. Г. Холодного.

Дочерей Веры звали Нонна и Женя.

Из театра - в кино

У Веры в юности как-то сама собой сложилась уверенность, что она станет актрисой, что искусство - главнейший смысл ее жизни. Кружок молодых артистов московского Художественного театра, к которому она принадлежала, состоял из влюбленных в искусство, живущих искусством людей.

Мгебров в своих воспоминаниях пишет, что у них в их артистическом кружке, куда приезжали постоянно многие художники, писатели и поэты - Бальмонт, Леонид Андреев, Андрей Белый, Балтрушайтис, композитор Илья Сац и другие, неизменной хозяйкой была начинающая актриса Вера Холодная, душа их "по-настоящему вдохновенного горения". Друзья-актерская молодежь-были убеждены, что ее жизнь будет посвящена театру. Но Вера Холодная вдруг "изменила" театру, уйдя в кино. Это было неожиданностью для других, но не для нее самой.

Она ни с кем не делилась своими мыслями о кино, своими надеждами, своей убежденностью, что ее путь, ее артистическое предназначение - экран. Она поклонялась великой кинематографической актрисе Асте Нильсен, поняла и приняла как откровение то совершенно новое творческое направление, которое создала Аста Нильсен в немом кино десятых годов двадцатого столетия. Вместо привычных внешних проявлений чувств, заламывания рук и вращения глазами на экране вдруг появилась героиня почти неподвижная, строго сдержанная. Но зато как выразителен был каждый едва уловимый жест ее тонкой руки, как значителен короткий взгляд, движение чуть дрогнувших ресниц! Каждая новая картина Асты Нильсен становилась для Веры драгоценным уроком.

То было в годы бурного развития русской кинематографии. Самым сильным стимулятором ее развития стало то, что с началом войны 1914 года почти полностью прекратился ввоз новых иностранных картин, а в синематографах России два раза в неделю менялись программы, и это требовало великого количества новых лент. Быстро возрастало число русских кинофирм.

Осенью 1914 года в фирму "Тиман и Рейнгард", которая выпускала популярные картины, объединенные названием "Русская золотая серия", пришла молодая актриса Вера Холодная.

Через много лет в книге воспоминаний народного артиста СССР Владимира Ростиславовича Гардина появится запись: "В дни съемок "Анны Карениной" произошло еще одно памятное, событие. Сижу я однажды в режиссерском кабинете перед большим зеркальным окном, откуда виден мост возле Александровского вокзала и все движение по Тверской-Ямской. Мой помощник-администратор, достающий со дна морского птичье молоко, Дмитрий Матвеевич Ворожевский, знаменитый "накладчик", объясняющий решительно все- опоздание актера, отсутствие нужного на съемке кота или попугая-единственной фразой: "Бреется, сию минуту будет", поправил на своем легкомысленном носу пенсне и обратил мое внимание на красивую брюнетку, переходящую улицу в направлении, по-видимому, к нам. Брюнеток и блондинок приходило колоссальное количество, все мечтали о "королевском троне". Но это явилась ко мне Вера Холодная..."

Владимир Ростиславович Гардин снял ее в "Анне Карениной" в массовой сцене на балу и в роли итальянки-няни, которая приносит Анне Аркадьевне нелюбимую дочь. Обе эти "роли" ни в малейшей степени не выявили ее артистические возможности. "Мысленно,- пишет Гардин в своих воспоминаниях,- я поставил диагноз из трех слов: "Ничего не выйдет". Но, несмотря на столь категорический отрицательный диагноз, Гардин все же спросил владельца фирмы Тимана: не зачислить ли эту красавицу в их постоянную труппу? Просмотрев сцены, в которых Холодная была снята, Тиман, по свидетельству Гардина, сказал: "Нам нужны не красавицы, а актрисы".

Открытие звезды

Не прошло года, и оба опытнейших кинематографиста- режиссер Гардин и глава фирмы "Тиман и Рейнгард" - поняли, какую непоправимую ошибку они совершили: по всей России неслась слава первой актрисы русского кино Веры Холодной, и много месяцев подряд, с утра до вечера, при битковых сборах, демонстрировалась во всех кинотеатрах страны "Песнь торжествующей любви" - лента, снятая режиссером Бауэром в фирме Ханжонкова с Верой Холодной в главной роли.

Кинорежиссеру Николаю Францевичу Бауэру и принадлежит заслуга "открытия" Веры Холодной. "Вклад", как принято говорить, Бауэра в русскую кинематографию очень велик. Кроме Холодной, он "открыл" в своих постановках Мозжухина, Полонского, Максимова. При первом же разговоре с Верой Холодной Бауэр угадал в ней - сквозь скованность и застенчивость - и скрытый артистизм, и человеческую глубину, и неповторимую женственность.

- Я нашел сокровище,- говорил Бауэр друзьям. Ему не стоило никакого труда убедить главу фирмы Ханжонкова - человека высокой культуры, умного предпринимателя, что молодую актрису нужно пригласить на главую роль в новой картине. И когда эта картина - "Песнь торжествующей любви" - еще только снималась, Ханжонков, посмотрев несколько начерно смонтированных сцен, заключил с Холодной контракт на три года.

Однако после выхода картины на экран сенсационный успех Веры Холодной превзошел все ожидания и Бауэра и Ханжонкова. В русской кинематографической практике не бывало ничего похожего. Картину ходили смотреть по многу раз, имя Веры Холодной бесконечно повторялось во всех кругах общества - она сразу стала самой популярной в стране актрисой. Вот когда кинодельцы, владельцы других фирм, бросившиеся к Вере Холодной с предложениями сниматься у них на любых условиях, оценили деловую предусмотрительность Ханжонкова с его трехлетним контрактом!

Названия и содержание картин, которые снимались той или иной кинофирмой, держались в строгом секрете, ибо при быстрых темпах производства немых лент в те годы идея могла быть перехвачена, и конкуренты выпустили бы картину на тот же сюжет раньше.

А вот картины с участием Веры Холодной рекламировались еще до начала съемок - в этом не было риска, ибо перехват сюжета ("срыв", как это тогда именовалось) не представлял бы ровно никакой опасности - ведь главнейшая ценность картины заключалась в участии Веры Холодной. Зрители шли в кинотеатры "на Веру Холодную", ее имя привлекало их. Ленты с Верой Холодной были вне всякой конкуренции.

Стремительный уход

Было нечто тревожное, пугающее в молчании обычно по-южному шумных, общительных, экспансивных одесситов. По временам к дому подъезжал экипаж. Люди расступались, пропускали его и снова смыкались.

Там, в доме, за окнами, на которые были устремлены взгляды, умирала молодая женщина - любовь всего города, любовь России, "королева экрана" Вера Холодная. Болезнь-"испанка" протекала у нее трагически тяжело, как легочная чума. Помочь было невозможно. Да и какие были тогда средства?.. Антибиотиков еще не существовало. Давали аспирин да растирали камфарным спиртом.

Весь этот холодный февральский день, до самого вечера, не расходилась толпа. Кто-то уходил, но снова возвращался, появлялись все новые и новые люди, шепотом задавали вопросы, им шепотом отвечали.

Вечером, в половине восьмого, из подъезда дома, рыдая, выбежала какая-то девчонка, и через мгновение все уже знали: умерла!

На ступенях лестницы, не скрываясь, не стесняясь слез, плакал знаменитый одесский профессор Усков, которому не удалось спасти больную... Вере Холодной было всего 26 лет.

Прожив в киноискусстве всего четыре года, в расцвете молодости, в зените славы, окруженная всеобщей любовью, скончалась русская "королева экрана". Одесса проводила ее в последний путь. Многотысячные толпы шли за гробом в этот леденящий февральский день. Люди плакали, прощаясь со своей любимицей. В Госфильмофонде СССР сохранились кинокадры этого похоронного шествия.

Категория: Известные женщины мира | Добавил: lady-foreve (14.07.2008) W
Просмотров: 4197 | Рейтинг: 2.0/3
Комментарии
avatar
Информация и контакты
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Контакты
Skype: lady-forever.ru Email: messalinauk@rambler.ru
Natalya Larionova
Редактор

Размещение рекламы на сайте