Главная » Статьи на *LADY forever* » Известные женщины мира

Елена Блаватская


Выдающаяся русская женщина-мыслитель, основательница теософического движения
родилась в Екатеринославе 31-го июля 1831. Отец – полковник П.А.фон Ган и мать Е.А.Ган, известная романистка, протестовавшая в своих сочинениях против бесправного положения женщин – умерли, когда девочка была совсем маленькой. Воспитывали ее дедушка и бабушка по матери, чье родство восходило к династии Рюриковичей, причем бабушка – княгиня Е.П.Долгорукая – была высокообразованной женщиной, знавшей пять языков и известной своими научными трудами.

Раннее детство Елены прошло в Саратове, где ее дед был губернатором. В 1844 девочку отправили в Лондон, а затем в Париж учиться музыке. Уже тогда обнаружились ее особые способности к языкам. В 1848 вышла замуж за немолодого уже вице-губернатора Еревана Н.В.Блаватского: не столько по любви, сколько из желания обрести полную независимость. Брак был и оставался фиктивным. Через три месяца после свадьбы Елена покинула мужа и бежала на Восток, начав экстравагантный образ жизни любопытствующей путешественницы. Из Турции, которая оказалась на ее пути первой, она переехала в Египет, а оттуда в Грецию, живя на деньги, которые ей присылали родственники.

В 1851 в Лондоне Блаватской встретился индус-раджпур «Учитель Морью». Он увлек ее философскими учениями, связанными с религиозной мистикой. В 1851–1857 она – уже будучи под его влиянием – посетила Канаду, США, Мексику, Южную Америку и острова Вест-Индии, побывала в Индии. В 1855 ей удалось – первой из русских женщин – проникнуть на Тибет, где (под руководством все того же Учителя Морью) она прошла первые этапы своей «философической» подготовки. В 1858 посетила Францию и Германию, оттуда неожиданно и ненадолго приехала к родным в Россию, привезя с собой увлечение спиритическими сеансами и буквально «заразив» этим увлечением петербургское общество.

С 1860 по 1863 странствовала – на этот раз по Кавказу, переживая мучительный духовный и физический кризис и обретая умение убеждать и проповедовать. Осенью 1863 вновь покинула Россию и вновь много путешествовала – по Балканам, Египту, Сирии и Италии, переживая фантастические приключения и проходя через многочисленные испытания. Пережив кораблекрушение в Средиземном море, она – добравшись до Каира – основала свое первое Societe Spirite («Спиритическое Общество»), которое, однако, вскоре распалось.

Весной 1873, после очередных странствий по Востоку, Блаватскую вновь можно было видеть вначале в Париже, а затем в Нью-Йорке, где и началась ее публичная деятельность. Ее целью было, с одной стороны, бросить вызов укоренившимся представлениям и догмам скомпрометировавшей себя теологии, а с другой – оспорить не менее догматические воззрения науки своего времени. В США она обрела первых верных друзей и сподвижников. Среди них выделялись двое – полковник американской армии, сражавшийся за свободу невольников Х.С.Олькотт (впоследствии видный теософ, автор книги "Люди с того света") и молодой адвокат-ирландец У.К.Джадж. Оба ярые противники материализма, они не отрицали пользы, принесенной «огрубевшему в безверии миру» неожиданным вторжением в него спиритизма, и потому мистические идеи Блаватской оказались созвучны их представлениям о том, что можно предпринять, чтобы изменить этот «огрубевший» мир. Они помогли Блаватской с организацией и регистрацией 7 сентября 1875 главного детища ее жизни – Теософического общества (от Theos – бог и Sophia – мудрость). На первом его собрании в тесноватой квартире русской эмигрантки присутствовало всего 17 человек.

Задачами общества «богомудров» были объявлены: (1) достижение всемирного братства людей без различия происхождения и вероисповедания, расы, пола и цвета кожи; (2) изучение восточной мудрости, мировых религий и наук, распространение и изучение арийских и иных восточных языков; (3) исследование необъясненных законов Природы и сил, сокрытых в человеке, – психических и духовных, стремление к «самоусовершенствованию нравственному и к посильной помощи своим ближним – как духовной, так и (при возможности) материальной».

Члены общества «богомудров» обязывались вносить дух этих учений в свою индивидуальную жизнь, помогать в распространении теософских знаний среди друзей, знакомых, родственников; рассматривать себя как частицу коллективного человечества, «жить для всех», стремиться к всеобщему равноправию, быть готовыми к самопожертвованию и бояться лишь суда своей совести. Создательница теософического учения полагала, что каждый индивид должен слушать лишь «голос своего Высшего Я – того божественного Начала, которое составляет его истинную суть». «Идеальные законы, – писала она – могут быть приняты только интуицией, они выше области аргументов и диалектики». Каким путем Блаватской открылись «все тайны познания» мира и Вселенной, как она обрела фантастическую интуицию, позволявшую видеть «насквозь» любую философскую теорию, – было не ясно и ей самой. «Как могло случиться, – спрашивала она в письме к сестре, – что я до зрелых лет, как тебе известно, круглый неуч, вдруг стала феноменом учености в глазах людей действительно ученых? Я – психологическая задача, ребус и энигма для грядущих поколений. Вхожу с учеными в диспуты и выхожу победительницей…»

Пытаясь объединить религию и философию, Блаватская в опубликованной ею в 1877 в Нью-Йорке книге "Разоблаченная Исида", призывала «бороться с фанатизмом, в какой бы форме он ни проявлялся – религиозной, научной или социальной, и в особенности с ханжеством во всех его разнообразных видах». «Существует большая разница между установленными религиями и Теософией, – полагала она – Религии опираются на доверие и суеверие, представляют собой веру в авторитет; Теософия же опирается на убеждение и представляет собой веру в свою духовную интуицию. Она не придерживается никакой религии и никакой философии».

Любимым изречением Блаватской было «Нет религии выше истины».

Несмотря на эти заявления о «не связанности» ни с одной религией или философией, теософия Блаватской открыла путь на Запад буддистам и кришнаитам, йогам и любителям медитаций, множеству древних религиозных учений – в том числе о карме и инкарнации. Все это сформировало противоречивое отношение к Блаватской и в Новом, и в Старом Свете: для одних она представала отважной странницей, чья жажда познания неизведанного открыли ей пути за границы видимого и осязаемого. Для других она была не более чем политической интриганткой, авантюристкой, ведь свой наставнический авторитет она пыталась обосновать «непосредственными связями» со «старшими братьями», «Братством Махатм» – бесстрастными, блаженными и всемогущими обладателями высшей мудрости, безотлучно пребывающими где-то в горах Тибета и в своих сношениях с людьми нарушающими законы материальной природы.

Для убеждения колеблющихся адептов и для успешной вербовки новых Блаватская стала демонстрировать эти «нарушения» (падающие ей в руки с потолка «письма прямо из Тибета», необъяснимые и внезапные появления неизвестно откуда цветов, чудеса «энергообменов» и т.п.). На этой почве разыгрался крупный скандал, вызвавший подробное расследование, в результате которого Блаватская была признана Английским обществом психических расследований простой обманщицей, гипнотизеркой, морочившей простаков ложными чудесами.

В 1878 основатели Теософского общества и сама основательница великого идеалистического движения вынужденно переселились в Бомбей, но оттуда в 1884 г. Блаватская (которую уважительно и благоговейно ученики стали именовать «Madame» или «Эйч-пи-би» – HPB – английские инициалы имени знаменитой теософки) снова вернулась в Европу. Ее окружали все новые последователи и почитатели. В последние годы жизни Блаватская написала несколько книг ("Тайная доктрина", "Ключ к теософии"), много политических и этнографических статей и рассказов о путешествиях, основала журналы «Theosophist» и «Lucifer» (в Британии) и «Lotus blеu» (во Франции).

Скончалась 8 мая 1891. Прах – по ее завещанию – был сожжен, а пепел разделен между тремя центрами теософского движения (Лондон, Нью-Йорк и Адъяр (близ Мадраса). День смерти «Madame» последователи теософского учения во всем мире отмечают по сей день как «День белого лотоса».

Категория: Известные женщины мира | Добавил: lady-foreve (14.11.2007) E W
Просмотров: 4703 | Рейтинг: 0.0/0
Комментарии
avatar
Информация и контакты
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Контакты
Skype: lady-forever.ru Email: messalinauk@rambler.ru
Natalya Larionova
Редактор

Размещение рекламы на сайте