Главная » Статьи на *LADY forever* » Известные женщины мира

Юлия Пастрана. Женщина-обезьяна

$IMAGE2$
Возможно, теперь тело этой женщины вернется на родину, с которой она уехала ради заработка и славы. И того, и другого было у нее в избытке - Юлия Пастрана была одной из самых известных участниц различных шоу и передвижных выставок, и все благодаря своей болезни - гипертрихозу. Именно эта болезнь превратила обычную женщину в... женщину-обезьяну.

Внешность

Юлия Пастрана относилась к коренным жителям Мексики — индейцам, родилась предположительно в 1834 году, где-то в горных лесах Сьерра-Мадре мексиканского штата Синалоа, вдали от населённых мест. Она страдала гипертрихозом, то есть её лицо и тело, кроме ладоней и подошв, были полностью покрыты прямыми чёрными жёсткими плотными волосами.

«С широкими плечами и роскошно развитой грудью, — как отмечал современник. - Руки ее красивы, ноги стройны». Но поражало лицо! Узкий лоб, выпяченные вперед губы, несоразмерно большие уши и... борода, черная кустистая борода!

В облике этой женщины было что-то нечеловеческое, животное. «Щеки, подбородок ее, — рассказывал очевидец, — покрыты густыми волосами. Усы довольно редкие. На ушах - темные клочья волос. Затылок, грудь, руки также покрыты волосами». Сообщалось, что говорила она «довольно рассудительно», причем на двух языках - испанском и английском, знала многие домашние занятия.

Её уши и нос были необычайно большими, а зубы — иррегулярными, что делало её похожей на гориллу. Рост её был совсем небольшим — всего 138 сантиметров. Описание её внешности и характера оставил, в частности, Чарльз Дарвин, упомянувший, что, несмотря, на уродство, Пастрана замечательно танцевала и была доброй и приветливой.

Её челюсти изучались в Королевском колледже хирургов в Лондоне.

Найденная в лесу

Настоящая история Юлии Пастраны неизвестна. В брошюрах XIX века, сопровождавших её выступления, она описывается примерно следующим образом.

Индейская девушка по имени Эспиноза была в 1830 году разлучена со своим племенем: соплеменники думали, что она утонула. Эспиноза впоследствии, когда её нашли, говорила, что она была захвачена в плен и заключена в пещеру группой враждебных индейцев в районе, полном хищных зверей, хотя этот факт никогда не был подтверждён. Эспинозу сопровождала девочка в возрасте примерно четырёх лет, и Эспиноза утверждала, что это не её дочь, но она нашла девочку в лесу (как она оказалась там — неизвестно) и привязалась к ней.

Позднее Эспиноза вышла замуж и крестила ребёнка как Юлию Пастрану. Затем Эспиноза умерла, а Юлия переехала в соседнюю деревню.

В конце концов девушка стала служанкой в семье губернатора штата Синалоа Педро Санчеса, где работала в течение многих лет, но в апреле 1854 года предпочла вернуться в родные места.

Как заработать на внешности? Появление "неописуемой"

По дороге домой она встретила американца М. Райтса, который в её необычной внешности сразу увидел возможность заработка, и в том же году Юлия, согласившаяся на его предложение, отправилась в США.

Её первое появление в качестве экспоната на шоу уродов состоялось в Готическом зале Нью-Йорка. Затем она оказалась в Кливленде, но уже с другим менеджером (а скорее всего — хозяином) по фамилии Бич. Там она принимала участие в торжественных балах и военных парадах, и якобы солдаты выстраивались в очередь, чтобы потанцевать с ней.

Затем она отправилась в Лондон, в Великобританию, с очередным менеджером — Теодором Лентом (также известный как Льюис Б. Лент), который выкупил её у прежнего хозяина. До прибытия в Лондон в газетной рекламе она описывалась как «неописуемая».

Лент научил её танцевать, воспроизводить музыку и взял в мировое турне под названием «бородатые и волосатые леди». В 50-х годах XIX века демонстрировалась в Европе, в том числе в 1860 году — в России.

Кроме того, она научилась читать и писать на английском и испанском языках, а также готовить еду и шить.

Искусство ее было несложным. В цирках, например, бородатую женщину выводили на манеж. Она обходила его по барьеру несколько раз, обольстительно улыбаясь зрителям и посылая им воздушные поцелуи. Пастрана также пела, танцевала, заговаривала с публикой.

Аморальный спектакль

В 1857 году после гастролей в Лондоне Теодор организовал крупное турне по государствам Германии, но там столкнулись с проблемами, связанными с неодобрением властей. Теодор представлял Юлию как загримированную актрису театра.

В Лейпциге, в частности, она выступала в главной роли в короткой комедийное пьесе, сочинённой специально для неё: молодой человек влюблён в девушку, лицо которой всегда скрыто вуалью, а когда претендента не было на сцене, она показывала своё настоящее лицо публике, смеша её; в конце концов своё лицо она показывала и влюблённому в неё человеку, который после этого терял к ней всякий интерес. Немецкая полиция, тем не менее, помещала в зрительном зале шпионов, так как не доверяла словам Теодора.

В конце концов правда раскрылась, и Теодор был вынужден прекратить представление после двух спектаклей, так как власти объявили его непристойным и аморальным.

Юлия в России

Русский актер Василий Далматов вспоминал: «Я видел ее еще в детстве, в цирке, где она появилась в качестве певицы и танцовщицы, в коротком платье с декольте. Я помню даже ее горловые звуки и английские слова. Помню, как она напугала меня, когда ее водил импресарио по барьеру огромного цирка, и она, поравнявшись с нашей ложей у барьера, вздумала приласкать меня».

В Россию, в Москву, Юлию Пастрану привезли летом 1858 года (до этого ее показывали в Германии и Англии). Газета «Ведомости московской городской полиции» известила следующее: «В саду «Эрмитаж» в четверг, 3 июля, большой увеселительный и музыкальный вечер, в котором прибывший в сию столицу известнейший феномен мисс Юлия Пастрана в первый раз будет иметь честь явиться пред московскою публикой. Цена за вход 1 рубль 50 копеек серебром с персоны. Дети платят половину».

Успех Пастраны в Москве оказался грандиозным. Она пробыла здесь большую часть июля и дала восемь «концертов», во время которых исполняла испанские и шотландские танцы, пела. Появлялась на эстраде то в итальянском, то в греческом платье и даже в костюме американского матроса.

В те дни вышла книжка «Удивленная Москва в толках и анекдотах о знаменитой мисс Юлии Пастране». Толков же действительно было немало. Многие москвичи вообще не верили, что могла уродиться девушка со столь необыкновенной физиономией. Ходил даже слух, что на самом деле она, напротив, очень хороша собой, а все уродливое в ней сделано из гуттаперчи.

Но были отклики и другого рода. Петербургская газета «Северная пчела» посвятила бородатой женщине сочувственную статью. «Эта жертва каприза природы, — говорилось там о Пастране,— сделалась игрушкою жадных корыстолюбцев. Как бы ни была низка ступень развития, на которую поставлена судьбою Пастрана, но в этой косматой груди бьется же человеческое сердце: зачем подавлять его биение холодною рукою корысти?». Даже изображения ее, сетовала газета, стали предметом наживы: «Портреты Пастраны так распространены, что едва ли найдется постоялый двор между двумя столицами, где бы не было вывешено ее лицо». Но что простой люд! Куда печальнее, говорилось в статье, было видеть жадное и холодное любопытство образованной публики, толкавшейся и давившей друг друга в саду «Эрмитаж».

Пожалуй, только безымянный автор этой статьи один и вступился за Пастрану. Он признавался, что наблюдал за ее выступлением в Москве с тяжелым чувством. «Уклонения природы, какого бы вида они ни были, интересны и поучительны. Но зачем же водить эту женщину по толпе, как ученого зверя?»- вопрошал он.

Та же «Северная пчела» писала, что о Пастране «рассказывают неслыханные басни, которые повторяет, увеличивает и украшает стоустая бестолковая молва». Наверное, именно такой басней явился слух, что Пастране, несмотря на ее, мягко говоря, странный облик, было сделано около двадцати брачных предложений. Одним из «соискателей» ее руки стал, как говорили, другой феномен, толстяк-англичанин, 53-летний Роджером Барком, человек с огромным животом, весивший целых 240 килограммов! Но Юлия оказалась невестой чрезвычайно разборчивой и все предложения отвергла.

Выйти замуж за менеджера

Как ни странно, но к этому времени Юлия, уже ставшая известной, действительно получила множество предложений о браке. Тем не менее, все они были отвергнуты, так как все претенденты, по словам Юлии, не были достаточно богаты.

Считается, что она давала отказы под влиянием Теодора, желавшего выдать её замуж за как можно более богатого человека, которого он старался найти. Однако к этому времени Юлия сама заработала на выступлениях много денег, и на ней решился жениться сам Теодор в 1857 году.

Рождение ребенка и смерть

Во время гастролей в Москве, которые начались в 1859 году, Пастрана забеременела и в 1860 году родила ребёнка, очень похожего на неё саму, то есть также всего покрытого волосами. Ребёнок выжил только три дня (по другим данным — 35 часов), и Пастрана умерла в результате послеродовых осложнений пять дней спустя.

Правда, по другим данным смерть всё-таки произошла в Германии.

Мумия

И после смерти Юлия продолжала эксплуатироваться своим мужем. Лент не отказался от тура; он связался с профессором Суколовым из Московского университета, попросил мумифицировать жену и сына и поместил после этого их мумии в стеклянный шкаф, чтобы продолжать выставки.

Суколов же изначально хотел поместить мумии в анатомический институт Московского университета, и тогда Лент начал судебный процесс за право вернуть мумии, который ему удалось выиграть только после предъявления свидетельства о браке с Юлией. Сначала он пытался эксплуатировать идею выставления мумий на научных выставках в России, но ему было в этом отказано на том основании, что это не имеет никакого отношения к целям науки.

В 1862 году, через два года после смерти жены, он успешно выставлял их в Англии, где на такие шоу не было никаких ограничений. Скоро, однако, интерес к мумиям пропал, после чего они были переданы в странствующий музей курьёзов.

"Сестра" Зенора

Позже он нашёл другую женщину с подобной внешностью, женился на ней и назвал её Зенора Пастрана, которую также выставлял на турах и представлял сестрой Юлии. Он вернул сданные в аренду странствующему музею мумии жены и сына и начал выставлять их на выставке вместе с живой женой. В конечном счёте он поселился в Петербурге в 1880 году и попал в психиатрическую больницу.

Зенора же переехала в Мюнхен в 1888 году и претендовала на право собственности на мумии, получив их в итоге обратно в 1889 году, и выставила их напоказ вместе с собой на антропологической выставке, устроенной Б. Гасснером.

В конце концов этот человек оставил мумии себе и продал их в 1895 году на торгах в большой цирк в Вене. Зенора уехала и вышла замуж за другого мужчину.

Появление мумии в Норвегии

Мумии вскоре исчезли из поля зрения общественности. Они появились в Норвегии в 1921 году у некоего господина Лунда, который демонстрировал их в своей «Комнате ужасов». В 1943 году, во время оккупации Норвегии войсками Третьего Рейха, нацисты постановили уничтожить коллекцию Лунда, но он сумел убедить их, что демонстрирование «женщины-обезьяны» сможет принести в казну Рейха хорошие деньги, и в итоге мумии Юлии и её сына демонстрировались публично в оккупированной Норвегии.

Мумии были выставлены до 1970-х годов, когда начались многочисленные протесты против правительства в связи с предполагаемым туром с мумиями по США, и они были выведены из поля зрения общественности.

Вандалы ворвались в хранилище в августе 1976 года и изуродовали мумию ребенка. Останки её были съедены мышами. Мумия Юлии была украдена в 1979 году, но хранилась в Институте судебной медицины в Осло с тех пор, как тело было обнаружено полицией, но не опознано. Оно было обнаружено в 1990 году и находится в запечатанном гробу на кафедре анатомии университета Осло с 1997 года.

В 1994 году сенат Норвегии рекомендовал похоронить её, но министр науки решили сохранить тело, чтобы ученые могли проводить с ним исследования. Для получения доступа к останкам Юлии Пастраны требуется специальное разрешение, выдаваемое обычно только учёным.

В апреле 2012 года университет Осло согласился вернуть тело Мексике.

След в истории

Юлия Пастрана оставила определённый след даже в русской культуре. В частности, она упоминается в рассказе Аркадия Аверченко «На «Французской выставке за сто лет», повести Льва Толстого «Поликушка». Владимир Гиляровский свидетельствовал, что даже в его время Пастрана упоминалась в выкриках балаганщиков.
Категория: Известные женщины мира | Добавил: lady-foreve (13.08.2012)
Просмотров: 4883 | Рейтинг: 0.0/0
Комментарии
avatar
Информация и контакты
Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
Контакты
Skype: lady-forever.ru Email: messalinauk@rambler.ru
Natalya Larionova
Редактор

Размещение рекламы на сайте